Наступили времена, когда наличием сигнализации в автомобиле уже никого не удивишь. К сожалению, не сильно удивляются ее наличием и те, кто совершает противоправные действия. Естественно, нет панацеи от автоугона, разве что, если у вас нет автомобиля. Но можно, по крайней мере, усложнить задачу, а значит выиграть время. Но для начала давайте разберемся, зачем же нужна автосигнализация и какова ее эффективность.
Сигнализация – это залог безопасности?!
Не сложно догадаться, что основное назначение сигнализации как противоугонной системы – это защита автомобиля от угона. Но здесь не всё так просто. Несмотря на присутствие в любой автосигнализации ряда блокировок двигателя и не только, автомобиль можно угнать, например, методом буксирования, при этом в данном случае не спасет ни сигнализация, ни замки, ни иные ухищрения. Радует только, что столь кардинальный метод используется крайне редко. Обычно, стараются сделать так, чтобы автомашина могла двигаться своим ходом. И тут главная задача противоугонных систем – не давать этого сделать как можно дольше. А вот с этим при стандартной российской установке начинаются проблемы.
Но перед их описанием вернемся ко времени. В большинстве случаев автосигнализация должна «продержаться» не менее 7-10 минут. Как правило, после этого преступник, понимая, что уйдет много времени, и риск велик, бросит машину. Но это, если у него дело пойдет не по накатанному варианту. Все угонщики прекрасно осведомлены о местах штатной дислокации деталей противоугонной системы. На самом деле их интересует только сирена и центральный блок, при этом ищут сначала сирену, чтобы ее успокоить. Как только таковые компоненты обнаружены, то при штатной схеме разобраться с ними нет проблем.
В Интернете есть уйма описаний и схем практически всех типов сигнализаций. Не надо обольщаться по поводу сирен с автономным питанием, это лучше, но, тем не менее, не гарантирует успех. И на самом деле, перекусывать провода таких сирен – бесполезное занятие, но ее можно просто залить водой, как и любую другую.
Итак, стойкость стандартно установленной противоугонной системы весьма мала, но, однако, это лучше чем ничего. Тут еще один нюанс: чем дороже ваш автомобиль, тем сложнее должна быть противоугонная система и тем качественней и неожиданней должен быть ее монтаж. Но с другой стороны, увеличение сложности ведет и к затруднениям в ее использовании вами же и к уменьшению надежности.
Второй, наиболее распространенный случай проникновения в авто – кража личного имущества из такового. В отличие от первого случая, речи об угоне уже не идет и воришек тут не интересует, где и как установлены компоненты охранной системы – они орудуют «на рывок». Таким образом сигнализация тут малоэффективна, сколь бы дорогой и высококачественной она бы не была.
Отсюда простой вывод: не оставляйте НИКАКИХ вещей в машине (в салоне, т.е. на виду)! Только вы знаете, что в барсетке хранится набор авторучек, но, увы, об этом не догадываются окружающие. Но и тогда есть вероятность посягательств «меломанов» на вашу магнитолу и акустику. В случаях кражи наружного «обвеса» авто (колес, например) сигнализация, может оказаться совсем не у дел, т.к. сработать могут весьма аккуратно и сигнализация не сработает вовсе.
Учитывая уже сказанное и приведенное чуть ниже, можно выбрать оптимальный вариант установки. Сразу скажу, что надежность противоугонной системы в данном случае почти не зависит от цены самой сигнализации, ибо она определяется, в основном, набором функций и стоимостью бренда. Надежность зависит в первую очередь от того, как она будет установлена. Кстати, о функциях автосигнализации. В противоугонных системах есть функции помощи угонщикам, например, автозапуск – в этом случае машина уже полностью готова для поездки.
Выбор сигнализации и способа ее установки
Пульт автосигнализации
Для того чтобы определиться с этой задачей, вам необходимо руководствоваться следующей информацией:
* стоимостью вашего авто;
* конструктивными особенностями авто;
* вашими предпочтениями и желаниями получить те или иные функции.
Вот вы приобрели комплект противоугонной системы, в который, как минимум, должны войти:
* собственно сам комплект сигнализации;
* сирена (она бывает в комплекте);
* комплект центрального замка (ЦЗ), если у вас авто без такового, причем можно ограничиться только двумя дверями;
* концевики (как минимум для капота и багажника, если у вас нашемобиль).
Далее вам предстоит нелегкий выбор между самостоятельной установкой всего этого добра или установкой на СТО. Конечно, если вы не обладаете необходимыми знаниями и навыками проведения работ с автомобилем (причем тут больших познаний в электронике не требуется), а также у вас нет друзей или знакомых, которые могли бы помочь, либо просто нет времени и возможностей, тогда выход один – ехать быстренько на СТО.
Но тут есть минусы: штатность установки и, следовательно, доступность; возможность изготовления дубликатов ключей и брелков специалистами СТО и, наконец, высокая стоимость работ, иногда превышает стоимость самой противоугонной системы.
Плюсы: быстро и без заморочек. Такая установка занимает, как правило, один рабочий день.
При самостоятельной установке вы можете разместить оборудование в неожиданных местах, а в еще более продвинутом варианте модифицировать немного схему блокировок. Тогда задача угонщиков крайне осложнится. Но при выборе этого метода вы должны располагать как минимум временем, знанием своего авто, некоторыми познаниями в схемотехнике, слесарными навыками, а также умением паять.
Итак, в чем же состоит нестандартность подхода. Тут важно знать психологию злоумышленников. А они не станут бросаться на авто сломя голову. Перед тем, как перейти к практике, они осматривают автомобиль. Изучают содержание имеющихся наклеек, обращают внимание на расположение элементов, например, светодиода СИД. Если на их взгляд всё стандартно, то это мотивация к проникновению. В противном случае они еще подумают, а стоит ли вообще пытаться лезть в данное авто.
Нестандартность при установке
Сначала давайте разберемся, что можно убрать, а что добавить в штатную схему.
Установка противоугонной системы
Можно смело выбросить в мусорное ведро стикеры (наклейки) с логотипом сигнализации. Зачем? А затем, чтобы не предоставлять полезной информации для угонщиков. Стикер сразу расскажет о предстоящих трудностях, что подготовит злоумышленников. Итак, никаких стикеров! Пусть фирма рекламирует свой товар самостоятельно.
Для продления удовольствия общения угонщика с сиреной, можно установить две сирены. Штатную ставим на штатное же место, т.е. самое видное (кстати, на СТО ставят как проще для монтажа), вторую же ставим скрытно. Причем лучше выбрать сирену с автономным питанием, по крайней мере, она не должна бросаться в глаза или быть труднодоступной. У нашемарок идеальное место – полости передних крыльев: сирену в этом случае под подкрылками не видно, но даже, если догадаются, то добраться до нее будет крайне сложно.
И еще немного о звуке. Можно купить зуммер на 12 В в магазине радиодеталей, они есть достаточно «горластые» и поставить его в салон. Что-либо делать в этом случае с машиной будет невозможно.
Далее переходим к центральному блоку, а вернее, к месту его установки. Как вы думаете, куда его ставят на СТО? Вы правы – под панель приборов (под «торпедо»), и найти его там не составит большого труда. Поэтому Мир Советов советует воздержаться от соблазна столь читаемой установки, можно выбрать много мест поинтересней. Сразу скажем, ни в коем случае не ставьте центральный блок в моторном отсеке, где большие перепады температур и возможно воздействие воды, масел, топлива и т.п.
Центральный блок противоугонной системы можно разместить, например, под сиденьями, под половым покрытием и т.д. Но здесь есть нюансы. Дело в том, что к центральному блоку подключаются датчик удара и сирена, которые имеют достаточно короткие шлейфы, а удлинять их не рекомендуется. Тогда как сам датчик удара рекомендуется ставить на перегородку моторного отсека, но опять-таки внутрь салона, а антенну наверх лобового стекла. Исходя из этого, рационально ставить центральный блок на пол в ноги переднему пассажиру. Причем будет лучше, если блок будет закрыт сверху металлическим листом, что усложнит к нему доступ и предохранит от механических воздействий. Для защиты от влаги его необходимо поместить в многослойный полиэтиленовый пакет, а выход проводов загерметизировать пластилином и замотать изолентой.
Следующий шаг – смена штатной проводки сигнализации. Расцветка проводов очень благотворно сказывается на вероятности угона, т.к. понятно назначение того или иного проводника. Так вот, если почти у самого разъема штатные провода обрезать и вместо них припаять все одинаковые, то разобраться в них будет очень и очень сложно. Единственное неудобство – это то, что придется на время монтажа вешать на концы проводов бирки, а после окончания всех работ и проверки - их срывать.
Питание центрального блока лучше осуществлять из разных точек по разным проводам. Чтобы совсем ввести в заблуждение можно даже прокладывать фальшпровода и подключать только один конец к блокам сигнализации (к сирене, к центральному блоку) и направлять их в противоположную рабочему проводу сторону. После окончания монтажа всей противоугонной системы необходимо зажгутовать проводку так, чтобы не бросались в глаза не штатные провода. Делать это лучше черной хлопчатобумажной прорезиненной изолентой, т.к. она скрывает неровности, выдерживает морозы и размотать ее крайне сложно.
А что сделать с «Вальтом»? Так позвольте, мы ведь не в карты играем! Не пугайтесь, карты тут не нужны и ни при чем. Есть кнопка «Валет» и предназначена она для входа в сервисный режим и аварийного отключения сигнализации. Естественно, что злоумышленник не должен ее обнаружить, иначе все мероприятия пойдут насмарку. Так вот помимо того, что ее надо тщательно спрятать и никому о ней не говорить, желательно поставить ее на разъеме, чтобы можно было саму кнопку снимать и ставить только при необходимости.
Можно протянуть к кнопке не два провода, как должно быть, а три, а то и четыре – тогда совсем не так уж и просто будет догадаться, какие из них замыкать. Прятать можно совсем в труднодоступных местах и предусмотреть запас провода на то, чтобы вытянуть. Это не доставит больших неудобств, т.к. использование «вальта» очень редкое занятие.
Что касаемо установки светодиода индикации состояния противоугонной системы СИД и антенны, то тут Мир Советов может посоветовать следующее. СИД необходимо установить нештатно. Это, как было сказано выше, даст понять о нестандартности установки. Лишние провода протягивать к нему не стоит.
Антенну надо ставить как можно выше и за стеклом, а не за металлом. Тут, увы, скрытность не пройдет, иначе либо снизится дальность, либо ее не будет вовсе. Правда, это не касается систем без обратной связи. Есть антенны, которые встают прямо на стекло, а есть, которые лучше крепить к тыльной стороне салонного зеркала.
А вот как быть с концевиками? Концевики – концевые выключатели, предназначены для определения состояния дверей, капота и багажника. Если у вас иномобиль, то не требуется смена концевиков дверей и багажника. У многих иномарок дело заканчивается только установкой концевика на капот.
На многих нашемарках вам не только потребуется установить их на капот и багажник, но и заменить на дверях, т.к. штатные крайне ненадежны. К сожалению, на наших авто не удается поставить концевики как на ино, поэтому чувствительность оставляет желать лучшего (получается достаточно большой угол открытия дверей). Длину выступания концевика надо подбирать, т.к. продают их более длинными.
О блокировках
Если у вас карбюраторный автомобиль, то тут не стоит проявлять фанатизм, т.к. в таковом запустить двигатель не просто, а очень просто с помощью перемычек на катушку зажигания и стартер. Поэтому в этом случае ограничиваются только блокировкой стартера. А вот с инжекторными поле деятельности куда шире. Здесь можно блокировать двигатель за счет блокировки:
Альтернативная блокировка двери авто
* бензонасоса;
* датчиков;
* электронного блока управления (ЭБУ);
* зажигания.
А если у вас АКПП, то можно блокировать ее переключения. Для иномобилей еще можно предусмотреть срабатывание подушек безопасности при неснятой охране (блокировки включены) и включении зажигания. Но я бы не стал этого делать, хотя способ был бы достаточно действенный. Почему? Есть вероятность нештатной работы любого устройства, сигнализация тут не исключение. И не дай Бог, если у вас сработает случайно сигнализация при рабочем двигателе. А такие случаи с сигнализацией автор знает лично.
Есть еще одно направление – срабатывание самодельной противоугонной системы, которое приводит к выходу из строя, например, ЭБУ. Инициируется от звонка сотового телефона, который устанавливается в комплекс охранной системы. Таким образом, получается практически любая дальность действия. Причем это очень эффективно, но есть много минусов и проблем:
* необходимо периодически заряжать аккумулятор телефона, либо купить еще и зарядку от бортовой сети;
* вероятность ложного срабатывания от ошибочных звонков, либо от СМС (если настройки сотового телефона выполнены некорректно);
* возможно, что система не будет работать на морозе.
Но, во всяком случае, я хочу вас предупредить: следует воздержаться от каких-либо действий, если вы сомневаетесь в их правильности, а также, если вы не располагаете полной информацией о том или ином узле или агрегате автомобиля.
Если автомобиль имеет электронное оборудование, а это большинство иномарок и инжекторных нашемарок, то при некорректном подключении дополнительных устройств вы, в крайнем случае, рискуете выходом из строя этой электроники, а в легком случае – нестабильной работой. Поэтому еще раз повторюсь, вы должны хорошо знать устройство своего авто!
В действительности оба метода (самостоятельно и на СТО) можно совместить. Сначала установить сигнализацию на СТО, а потом ее дополнить своими «приблудами». Но лучше будет, а вернее, вам будет проще, если вы узнаете у установщиков, где и как установлены компоненты системы.
И еще несколько моментов. После установки сигнализации на СТО:
* внимательно осмотрите свой автомобиль, не появились ли новые царапины, вмятины, а также «новые» детали, не относящиеся к сигнализации;
* проверьте исправность оборудования и комплектность;
* сдавайте пустой автомобиль (выгрузите всё лишнее);
* после завершения работ (уже не на СТО) перепрограммируйте брелки в системе. Это сбросит предыдущие настройки, что исключит применение брелков-дублеров (не забудьте запрограммировать свой второй брелок);
* перепрограммируйте код системы входа в режим «Валет» (если таковой код предусматривается системой).
И еще – внимательно читайте инструкции к сигнализации и к вашему авто. Это вам поможет в любом случае, хотя бы для принятия решений.