Бизнес - идеи и решения, варианты и планы (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Милицейская проверка предприятия - что делать

Милицейская проверка
предприятия.


Что ты сделал с купцом Черняевым, а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна; а ты стянул всю штуку. Смотри! Не по чину берешь.

Н. Гоголь. Ревизор

Проверка на пороге.

Сижу в кабинете известного столичного бизнесмена. Общаемся. Обсуждаем "Бизнес-журнал", политику и позицию редакции, темы, которые интересны предпринимателям.

- Слушай, ну напишите вы, наконец, о милицейских проверках. Это ж беспредел форменный, откровенное вымогательство!

- Что, неужели вас проверяют? Вы же лет десять как на рынке: все вас знают, пресса про вас постоянно пишет…

- В том-то и дело, что пишет! Между прочим, сегодня многие бизнесмены перестали участвовать во всякого рода рейтингах "крупнейших поставщиков", "наиболее динамично растущих компаний"… Себе дороже получается. Пять минут славы, некоторый (и, к слову сказать, весьма сомнительный) маркетинговый эффект - а через день-два после публикации является проверка. Иногда, даже откровенно демонстрируют газету или журнал, где рейтинг опубликован: дескать, сами нарвались, ребята, пора делиться…

- Но ваш-то бизнес вроде бы уже совсем прозрачный…

- Да вот жена моя решила заняться своим бизнесом, открыла салон красоты - так пришли буквально в первый день работы. Им говорят: мы же только открылись, нам еще нечего показывать. А это неважно, отвечают. Доставайте все бумаги, санитарные книжки, бухгалтерию - смотреть будем.

- И что?

- Так разозлили, что я сам к процессу подключился, причем действовать начал исключительно формальными способами. Допустим, они требуют документ у нас - а мы у них. У нас что-то изымают, а мы в ответ - заявление. И оказалось, что это работает. Многие "жертвы" пугаются и сразу пытаются откупиться - а это как раз тот эффект, на который "проверяющие" и рассчитывают. Но когда начинаешь все их махинации вытаскивать на свет, они сами начинают дергаться. Не любят они света - как тараканы! Так что вы напишите обязательно: как себя вести, что делать, какие документы требовать у приходящих милиционеров, куда жаловаться…

С тех пор прошло несколько месяцев, и наш портфель историй, связанных с проверками, проводимыми в компаниях сотрудниками МВД, пополнился десятками новых сюжетов. Ну, а просьб обсудить сложившуюся ситуацию на страницах журнала накопилось еще больше.

К тому же буквально на днях "посчастливилось" наблюдать типичную проверку воочию. Есть у нас в районе тихая, уютная автомойка с маленьким кафе по соседству. Пока машину моют, можно посидеть, попить кофейку, клипы всякие по телевизору посмотреть. Все чисто, аккуратно, деньги за услуги мойки принимают в кассе, чек выбивают…

Появились они под вечер - часов в семь. Двое. Вошли этакой ленивой, развязной походочкой переквалифицировавшихся уличных хулиганов. Оба в кожаных куртках, у обоих - дорогие ботинки, явно не казенные. За окном - вполне приличный "Ауди" с обычными, а вовсе не синими, номерами. Сначала показалось, что приехали за тем же, что и все: автомобиль помыть и по кофейку пройтись. Но нет: оказывается, "по делу". Устраиваюсь в уголке поудобнее и начинаю наблюдать.

- Так, кто тут у нас? - с нагловато-ленивой интонацией протягивает старший, изучая табличку с именем, приколотую на форменный комбинезон продавца-кассира. - Катя? Ну,  Катя-Катерина, что тут у нас?

- Вы кто? - испуганно интересуется ни в чем неповинная Катя.

- Мы то? Мы из экологической милиции, - красная книжечка появляется в руках буквально на мгновение и тут же исчезает: не увидишь ни фамилии, ни должности. - Торгуем, значит?.. А санитарная книжка где?

- Вот... - напуганная Катя демонстрирует документ.

- Оформлено неверно, - даже не посмотрев на бумагу, вдруг вступает в беседу второй проверяющий. - Начальство где?

- В центральном офисе…

- Вызывай, давай, веселее. Иначе сейчас закроем тут все ваше хозяйство.

- А разве экологическая милиция занимается…

- Рассуждать будешь в другом месте! - обрывает старший. - Звони, давай, пока я за тебя не взялся.

…Тут, на самом интересном месте, выскочивший с мойки бригадир громко оповестил, что моя машина помыта. Так что финала я не застал. Но, судя по всему, он был именно таким, каким бывает в большинстве историй, которыми с нами постоянно делятся читатели. Думаю, что нашей аудитории вовсе не нужно пояснять - каким именно.

К проверкам, в том числе "милицейским", наш бизнес - и крупный, и тем более малый - давно привык. Однако это вовсе не снимает остроты вопроса. Недавно в ходе одной из дискуссий, посвященных административному давлению на российских предпринимателей, глава компании "Крокус" Арас Агаларов привел в качестве примера свой американский опыт - в очередной раз подтверждающий, что в России бизнес существует в таких условиях, которые для цивилизованного мира кажутся просто дикими.

"У меня был опыт открытия магазина в США, - сказал Агаларов. - Так вот, представьте себе: в течение года с момента открытия магазина не было ни одной инспекции. Ни одной просьбы о предъявлении той или иной лицензии. Ни единой проверки. И не было ни одного визита какой бы то ни было контролирующей инстанции. Для меня это выглядело совершенно невероятно, поскольку в России у нас целый отдел занимается только тем, что обслуживает "пусковой момент", то есть обеспечивает по возможности безболезненный процесс открытия и стабильную работу новых магазинов".

Вот, собственно, и вся композиция, на фоне которой мы решили поговорить о взаимоотношениях бизнеса и милиции. С одной стороны - предприниматели, уже не стесняющиеся откровенно говорить о действующей системе поборов, коррупции и унижения. С другой - тот идеал, который коротко описал Агаларов и который в куда более запутанном (и длительном) варианте обещан российскому бизнесу в обертке "административной реформы".

Разумеется, можно громко кричать о "беспределе", учиняемом людьми в форме в отношении малого бизнеса. Подобных "страшилок" в прессе огромное количество. Вот только в ситуации, когда писать и говорить можно практически все, обличительный пафос почему-то совершенно не действует. К тому же, честно говоря, трудно заподозрить наличие гражданской позиции у значительной части нашей прессы, которая балансирует между заказными материалами и одноразовыми сенсациями. Тему разбазарили по пустякам, "замылили" и растранжирили. А проблема не только не исчезла - обострилась. Если же отказаться от истерик и посмотреть на ситуацию трезво, то вот какая получается картина.

С законодательной точки зрения органы внутренних дел и их сотрудники действительно обладают широчайшими полномочиями, связанными с контролем за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. При этом действующая ныне редакция "Закона о милиции", которую в свое время бизнес ожидал с нескрываемой надеждой, не сильно отличается от предшествовавшего документа. В момент обсуждения проекта Закона немало усилий со стороны бизнес-лобби было потрачено на то, чтобы сократить полномочия милиции по вмешательству в экономическую деятельность предприятий (в частности, хоть как-то ограничить распространенную повсеместно практику изъятия документации, содержащей коммерческую тайну). Не удалось…

Если все-таки прислушаться к тому, что говорят предприниматели, то речь идет вовсе не о том, чтобы напрочь лишить милицию контрольных полномочий. Вопрос в том, чтобы, во-первых, ограничить вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий (и вывести процесс в сферу судебную). И, во-вторых, - сделать наконец-то прозрачной и четко регламентированной ту часть работы МВД, которая именуются "оперативно-розыскной деятельностью". И под прикрытием которой коррумпированные представители правоохранительных органов занимаются незаконными делами.

Если проанализировать весь шквал эмоций и сюжетов, которыми сегодня готов поделиться чуть ли не каждый предприниматель, то нетрудно выделить два наиболее типичных сюжета.

Проверки с явными признаками вымогательства. Классический прием здесь - массированный прессинг со стороны проверяющих. Законный повод для проведения оперативно-розыскных мероприятий часто отсутствует. Многие предприниматели считают, что самый простой способ - это "откупиться". И, таким образом, сами оказываются по ту сторону закона. Дальше же начинает действовать закон рэкета: заплативший однажды будет платить всегда.

Заказные акции, инициированные конкурентами. В такой ситуации главным итогом проверки является создание помех для продолжения деятельности компании вплоть до ее закрытия. Другой вариант - изъятие хозяйственной документации предприятия, причем нередко последующие попытки установить причину визитов проверяющих показывают, что в официальных документах эти действия не зафиксированы.

Итак, в одном случае "поделиться" предлагается самой жертве, в другом - услуги коррумпированных представителей власти оплачивает заказчик.

Во многих регионах местные предприниматели пытаются противостоять произволу. Так, Бюро по защите прав предпринимателей из Орла прошлым летом реализовало один из "пилотных" проектов такого рода. В момент начала массовой проверки на одном из рынков города представители организации предпринимателей вместе с юристами начали активно вмешиваться в процесс: требовали предъявления удостоверений, оснований для проверки, пытались установить причины интереса сотрудников органов внутренних дел к торгующим на рынке предприятиям и т.п.

В итоге ни один из полутора десятков участвовавших в "мероприятиях" сотрудников милиции не предъявил никаких внятных оснований для проверки, а благодаря присутствию общественности по итогам проверок не было составлено ни одного протокола. Уходя, милиционеры пообещали, что "еще вернутся". Местное МВД пожурило организаторов акции и даже не поинтересовалось фамилиями своих сотрудников, почему-то быстро ретировавшихся под пристальными взорами свидетелей…

Мы вовсе не собираемся утверждать, что все поголовно сотрудники органов внутренних дел - коррупционеры. Милиция ловит хулиганов и угонщиков автомобилей, маньяков и насильников. И раскрывает немало экономических преступлений - в том числе в среде малого и среднего бизнеса. Проблема в том, что масштабы соседствующего с этой деятельностью произвола давно "зашкаливают". А жертвами становятся как раз те предприятия, которые ведут совершенно легальную деятельность у всех на виду, в максимально возможном соответствии с действующими законами.

Что делать бизнесменам, не желающим становиться участниками "неформальных" финансовых отношений с проверяющими? Выход один: надо знать не только свои права, но и пределы компетенции тех, кто пытается драпировать незаконную деятельность милицейской формой или ссылкой на руководящие документы. А главное, нужно действовать "на свету" - открыто, публично и официально. Они этого очень не любят…

Пенсия вместо взяток

Предприниматели не просто озабочены ситуацией, складывающейся вокруг милицейских проверок: здесь, пожалуй, следует говорить о полномасштабном кризисе.

Вот как рисует ситуацию предприниматель из Владимирской области, участница недавно проведенного "ОПОРой России" форума "Административная реформа и бизнес":

- Практика так называемой "оперативно-розыскной деятельности" ставит нас и наши бизнесы в абсолютно беззащитное положение! Недавно мне пришлось участвовать в допросе в качестве свидетеля. В частности, предъявили запись телефонного разговора. На мой вопрос о том, какой суд и какой конкретно судья санкционировал прослушивание, следователь грубо заявил: "Вы пока что свидетель, так что не слишком выступайте, понятно?". Вот такое отношение к нам, предпринимателям.

А что касается оперативно-розыскной деятельности органов милиции, то в законодательстве на этот счет имеются не просто лазейки, а дыры. Да что там дыры! Это целые анфилады, в которых милиционеры могут делать все, что заблагорассудится. Сегодня даже студент первых курсов экономических специальностей, спокойно изучив в течение полутора часов документы предприятия, его закупки и операции, способен с высокой точностью сказать, например, сколько налогов оно платит - и сколько утаивает. А у нас все устроено так, чтобы в максимальной степени затруднить работу компаний: "маски-шоу", выемка первичной документации… Затем начинается ежедневная тягомотина: дайте распечатку такого-то счета, представьте такую-то бумагу… И это не просто показатель низкого профессионального уровня. Это - абсолютно сознательная тактика по отношению к бизнесу!

По оценкам профсоюза предпринимателей Москвы и Московской области, проблема "милиции" оказывается для малого бизнеса столичного региона первостепенной. Представители этой общественной организации обращают внимание на странную деталь: если в Лондоне правопорядок сегодня обеспечивают 27 000 полицейских, в Токио - 37 000, а в Нью-Йорке - 40 000, то в Москве, по данным профсоюза, уже более 150 000 милиционеров. Причем власти утверждают, что и этого явно недостаточно. А если еще учесть крайне низкую официальную заработную плату сотрудников МВД, то перспективы вырисовываются просто угрожающие.

Кстати, в вопросе изменения системы оплаты труда главные союзники милиционеров - это сами предприниматели. По вполне понятным причинам. В США, например, полицейский старается минимизировать все возможные риски, в том числе и коррупционного характера, поскольку рискует даже не зарплатой, нет: рискует он очень приличной пенсией, которая позволит ему в достатке жить после окончания службы.

Источник: "Бизнес-журнал"

ВНИМАНИЕ!      На момент прочтения Вами статьи в законодательстве возможны изменения.

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.







Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!




Клиенты ждут Вас!





[ В раздел ]  [ Вверх ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Заказ сборника ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2016 by Геннадий Нестеров