Бизнес - идеи и решения, варианты и планы (материалы сборника “Бизнес, Секс, Автомобиль...”)

Маркетинг эффективен

Маркетинг эффективен.

(реклама и ответственность)


Реклама, продвижение и лоббирование стоят денег. И организации за все за это платят, потому что, в общем, и в целом это эффективно. Не всегда и исключительно оправдывая ожидания людей, но вы, конечно же, можете влиять на общественное мнение, тратя на это деньги.

Но тут же встает вопрос: несете ли вы ответственность за то, что продвигаете?

Кто-то скажет, что всё определяет рынок. Они напомнят вам, что большинство потребителей - это взрослые люди, которые свободно распоряжаются своими средствами. И что люди имеют право приобретать те товары, которые им по душе, даже если эти товары им не пойдут на пользу (сейчас или в длительной перспективе). В этом, собственно, и заключается жизнь в свободной стране. Покупай, что хочешь.

Погодите минуточку.

Я думал, что мы сошлись на мнении о том, что маркетинг эффективен.

А раз он эффективен, значит, свободный выбор не такой уж и свободный. Это значит, что специалисты по маркетингу умудряются влиять на желания и усиливать их. Число проданных в США внедорожников в тысячи раз превышает объем продаж в 1962 году. И что, всё это потому, что людям резко захотелось их купить или потому что кто-то эти машины изобрел и разрекламировал?

Потребление сигарет резко сократилось. Из-за чего: из-за того, что людям перехотелось курить, или потому что рекламные возможности исчерпали себя?

Другие скажут вам, что если вы не нарушаете закон, то и труд ваш вполне справедлив. Если Эделман не нарушает закон, размещая блог под названием “Семьи на работе в Вол-Март” (в то время как на самом деле это наемные сотрудники Эделмана в Вол-Марте), то у него есть все права на этот поступок. На самом деле, размещение этого блога входит в его обязательства перед акционерами. По крайней мере, он так говорит.

Мне думается, что каждый преступник, несмотря на тяжесть преступления, заслуживает прокурора. И я не верю в то, что любой товар или каждая организация заслуживает маркетинга и пиара мирового класса.

Сосед жалуется мне на то, что поле для игры в бейсбол в нашем городке нуждается в ремонте, и удивляется, почему мы до сих пор не обратились к компании Пепси за спонсорской поддержкой в $100000 и долговременным контрактом на продажу напитков в автоматах у этого поля. Ему не важно, что ожирение и сердечные заболевания - самая распространенная причина смерти, из тех, которые можно предупредить. А он говорит, что все это личное дело каждого, и если деньги нам дадут, то нет причин автоматы не устанавливать.

Кто несет ответственность?

Меня поразил мой собственный гнев, вызванный электронной перепиской с одним из моих читателей, некто Джоном из-под Детройта. Я написал ему следующее: “Может, я похож на скрягу, но высокомерие и слепота управляющих Детройтом выводят меня из себя. Десятки тысяч невинных рабочих потеряли свою работу, в то время как недалекие и не считающие денег руководители компании на протяжении десятков лет тянули промышленность на дно. У тех ребят была куча времени (20 лет) на то, чтобы решить свои проблемы, но вместо этого они упорно лоббировали сохранение субсидий на внедорожники, бензин и т.д. и т.п. Они похожи на табачные компании, но только с большим побочным эффектом. Они нанесли нашей стране урон, вот что я думаю, и просто потому, что они сейчас заведуют пультом, не стоит спешить с выводом, будто все проблемы решены”.

А теперь Детройт занимается продвижением в столице, чтобы снова не дать ход стандартам возмещения пробега1, претендуя на особую любовь людей к их автомобилям.

С рынком возникают две проблемы

Первая проблема заключается в том, что рынок слеп. А это значит, что через год, два или пять лет он изменит свои предпочтения и пробудится к новому, оставив вас ни с чем. Не беря на себя ответственность за развитие и заботу о рынке верными методами, вы однажды рискуете быть наказанными.

Во-вторых, если вы нанесете рынку вред, вы потеряете все. Не только работу, но и общество.

Приведу лишь один яркий пример. Если вы думаете, что мир стал бы лучше, будь у каждого человека оружие, то, пожалуйста, рекламируйте оружие столько, сколько влезет. Если вы честно считаете, что детям хорошо каждое утро перед школой съедать с дюжину ложек сахара, то, хотя я с вами и не согласен, давайте, рекламируйте ваш искусственно подслащенный сок. Что я имею в виду: как бы вам ни хотелось этим заниматься, у вас нет права рекламировать те товары, которые наносят вред или несут тяжелые последствия, если вам это заранее известно.

Кстати, фраза “я просто делаю свою работу” стала мантрой для слепых специалистов по маркетингу, которые допускают сиюминутные ошибки для того, чтобы избежать конфликтов с потребителем или начальником. Такая позиция неприемлема в условиях усиления маркетинга. Она непригодна.

Вы несете ответственность за продвижение чего-либо на рынке. Вы в ответе за воздействие, издержки, побочные эффекты и вред. Вы убили того ребенка. Вы загрязнили эту реку. Вы вызвали ту войну. Если вы не можете под этим подписаться, то лучше уходите. Если хотя бы 10% всех нас так поступили, перемены были бы невообразимыми. Подумайте только, как бы вы гордились своей работой.

Удивительно, но мы снова и снова приходим к выводу, что те специалисты по маркетингу, которые берут на себя ответственность за то, что они продвигают, как раз и добиваются наибольшего успеха. Подумать только.


1В США – коэффициент возмещения транспортных расходов в бизнесе.


Автор: Сет Годин

Оставьте свой комментарий к статье!
Бизнес, Секс, Автомобиль...

Еще несколько статей из раздела "Бизнес"


На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.




Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!



Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Имя (обязательно)
E-mail (не показывается, обязательно)
Защита от спама: введите сумму цифр 8+7= ? (обязательно)


Поиск по сайту:



Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела "Бонус".

Просто заполните
приведенную ниже форму!







[ В раздел ]

[ Главная ] [ Разделы сборника ] [ Бонус ] [ Контакты ]
Copyright © 2007 - 2024 by Геннадий Нестеров