За прошлый год более 40% обращений граждан в прокуратуру были переадресованы в другие органы, потому что по закону прокуратура не может подменять действия других, специально созданных органов.
Система госорганов
По сути это что-то вроде системы звеньевых. Есть определенная сфера – неважно: ЖКХ, транспортная или другая – в ней есть специально созданное ведомство или организация, которая уполномочена следить за соблюдением закона в этой сфере и, соответственно, прав граждан.
Если случилась какая-то проблема, то сначала следует стучаться в эту организацию, если проблема не решилась, тогда обращаемся уже в органы прокуратуры. Если вы недовольны действиями обоих ведомств, тогда стучимся в инстанцию выше, то есть в областную и даже генеральную прокуратуру.
Тем не менее, вы имеете полное право, минуя все эти специально созданные органы, обращаться сразу в прокуратуру, включая генеральную. Они обязаны рассматривать абсолютно все обращения и сегментировать их с определенными сроками на ответ.
По общим правилам у госорганов есть 30 дней на ответ, если вопрос в их компетенции и надо проводить проверку. Например, вы недовольны действиями Роспотребнадзора, или столкнулись с фактом коррупции, или в ваш офис пришли с проверкой, а вы не уверены, что все было по закону.
Прокуратура должна провести проверку и подготовить ответ в срок:
15 дней, если вопрос в их компетенции, но они с ним уже сталкивались и не нужно проводить дополнительную проверку.
7 дней на пересылку обращения в другой орган по компетенции, если это «чужой» вопрос.
В эти же сроки обратившийся гражданин получает уведомление о том, куда переехала его жалоба. Если при этом заявитель не пользовался интернет-приёмными и не соглашался на получение ответа по электронной почте, то надо прибавить сюда ещё время на почтовую пересылку.
Вот вы, наконец, получили этот долгожданный ответ, а там информация о том, что ваше обращение переслали в другой орган. Вы, мягко говоря, раздосадованы, поскольку получили отписку.
Куда обращаться до прокуратуры
Если вам продали некачественный товар или оказали услугу ненадлежащим образом, например, таксист привез не туда, или отопительный сезон в самом разгаре, а в квартире это не ощущается, тогда вам в Роспотребнадзор.
Если вы не можете записаться к нужному врачу или есть вопросы по тарифам на платные услуги в государственных медучреждениях, то обращайтесь в Министерство здравоохранения.
Беда с вывозом мусора, парк уже не парк, а свалка бытовых отходов – это вопросы к Министерству природных ресурсов и экологии РФ.
Вы столкнулись с нарушениями при проведении ЕГЭ, школа просит скинуться на некие школьные нужны – пишите в Министерство образования.
Не можете получить социальную льготу как инвалид по здоровью – в Министерство труда и социальной защиты.
Живёте в пригороде, работаете в городе, но добраться до работы можете только на личном автомобиле, потому что транспортное сообщение между двумя этими населенными пунктами попросту отсутствует – обращаемся в Министерство транспорта.
Отдавайте предпочтение интернет-приёмным, это сократит время на почтовую пересылку.
Если вы не знаете, в какой специально созданный орган обратиться, то пишите сразу в органы прокуратуры, они разберутся, куда переслать ваше обращение, если его нужно будет переслать и сообщат вам, куда его переслали.
По принципу вертикали власти следует начинать «снизу». Например, пожаловались на некачественный товар продавцу, он отказался его заменить или вернуть деньги. Тогда обращаемся в Роспотребнадзор. Если нас не устроила работа Роспотребнадзора, тогда одновременно можно подать жалобу уже на его действия – в районную прокуратуру и в Управление федеральной службы по надзору в области защиты прав потребителей.
Когда нас не удовлетворил и их ответ, пишем жалобу уже на районную прокуратуру в региональную прокуратуру, а на Управление Роспотребнадзора в субъекте РФ – в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Если их работа не приносит положительный результат, то жалобу пишем уже на них в Генеральную прокуратуру РФ.