Этот заголовок может вызвать недоумение. Большинство читателей, конечно, воспринимают брак гомосексуалиста с женщиной как нечто совершенно абсурдное, считая подобное возможным разве что для бисексуалов. Даже для тех, кто допускает вероятность таких союзов, тема, наверное, покажется чересчур экзотичной.
Учитывая это, позволю себе начать с выяснения этих сомнений, сосредоточившись на описании браков, заключенных гомосексуалистами, поскольку в случае бисексуалистов проблемы выглядит несколько иначе. Говоря о мужьях-гомосексуалистах, я имею в виду лишь тех, у кого решительно доминирует гомосексуальная ориентация, кто никогда не жил ни с одной другой женщиной, кроме жены, а до брака, в браке и после возможного развода имел удовлетворяющие его гомосексуальные контакты. Редки ли такие случаи?
Hедавно я закончил статистическую обработку затрагивающих этот вопрос писем, которые были посланы в редакции различных журналов, а оттуда переданы мне. Писем было 68. В своей врачебной практике мне довелось столкнуться более чем с сотней таких случаев, кроме того, с этой же проблемой пришлось иметь дело и примерно в 20 бракоразводных процессах. Если добавить к названным цифрам данные других терапевтов и центров, занимающихся семейным консультированием, а также судов, то окажется, что мы имеет дело с тысячами таких браков, а ведь во многих случаях правда не раскрывается даже при разводах, так как супруги по разным мотивам выдвигают совсем другие причины для расторжения брака. Настолько ли важна эта проблема, чтобы уделять ей внимание? Думаю, что, да, и постараюсь обосновать свое мнение.
Сценарий браков, заключаемых гомосексуалистами, чаще всего стереотипен. До свадьбы эти мужчины избегают любых интимных ситуацией, нежностей, сдержаны по части ласк. Девушки часто оценивают такое поведение положительно. Для них оно является выражением мужской деликатности, высокой морали, уважения к женщине, умения владеть своими эмоциями. Они противопоставляют таких мужчин другим - напористым в сексуальном отношении, не скрывающим своего желания близости. В итоге им кажется, что наконец-то на их жизненном пути встретился подходящий кандидат в спутники жизни. Иногда такая сексуальная сдержанность начинает будить сомнения, подозрительность, однако стремление выдавать желаемое за действительное берет верх.
Если семья невесты не знакома с подлинным образом жизни жениха, он, как правило, зарабатывает своим поведением дополнительные "очки": его оценивают выше, чем мужчин, не проявляющих сексуальной сдержанности, настырно стремящихся к близости еще до брака.
Свадьба открывает новый раздел в жизни таких пар. В одних случаях дело доходит до серии половых контактов, в других - мужья под любым пустячным предлогом избегают сожительства.
Если половая жизнь так и не начинается, новобрачная чаще всего подозревает какую-то сексуальную заторможенность, нерешительность, стыдливость, отсутствие опыта, импотенцию. Одни жены стараются помочь супругам, принимая на себя активную роль и всячески провоцируя сближение, другие выходят из терпения, демонстрируют разочарование. На этом этапе некоторые из таких семей распадаются.
Hе функционирующее супружество - достаточное основание для расторжения как гражданского, так и церковного брака. Таким образом, правда о гомосексуализме мужа может никогда не выйти на свет.
В супружеских парах, где физическая близость все-таки имела место, отчетливо прослеживается постепенное ограничение сожительства со стороны мужа: он становится все более пассивным и, постепенно уменьшая частоту сношений, полностью приостанавливает половую жизнь. Во многих случаях в качестве повода для ее прекращения эти мужчины используют беременность жены. Они мотивируют свои действия заботой о ее здоровье, а после родов избегают близости, находя для этого множество причин. У большинства таких пар сексуальные связи рвутся уже через несколько месяцев после свадьбы либо после первой беременности.
У женщин начинается период неуверенности, они не знают, как расценивать подобное поведение мужа. Одни ищут свою вину ("я стала менее привлекательна", "надоела ему", "он разлюбил меня" и т.п.), другие считают, что дело в сопернице, становятся ревнивыми и подозрительными. Такое положение может удерживаться годами, так как мужья избегают разговоров на эту тему, юлят или отделываются молчанием.
Нередко проблема осложняется, если жена застает мужа за мастурбацией или наблюдает у него непроизвольную ночную эрекцию (что никоим образом не означает, будто эти явления, если говорить о мужчинах, избегающих сожительства с женой, имеют гомосексуальную подоплеку). В таких случаях ее недоумение лишь возрастает. Она задается вопросом, почему муж предпочитает близости с ней самоудовлетворение.
Выявление правды выглядит всякий раз по-своему. В одних браках этого не происходит никогда; в других - помогают случай, женская интуиция, информация, поступившая со стороны, визит в консультацию; реже всего необычные мужья "выкладывают карты на стол" сами.
Случается, однако, что правда выясняется, чуть ли не сразу после свадьбы.
Мне приходилось разговаривать с женами, которые заставали супругов с партнерами в весьма недвусмысленной ситуации; других просвещали приятели мужа. И то и другое бывает для женщин шоком.
Как и при любом сильном стрессе, они ведут себя по-разному: одни не хотят в это поверить, другие испытывают чувство беспомощности и отчаяния, третьи ищут помощи у специалистов.
Нередки и немедленный переезд к родителям, ненависть, обращение в суд и т.п. У многих лишь теперь открываются глаза на "странное" поведение партнера в начальный период знакомства. Женщины, имеющие в таком браке детей, часто задаются вопросом: могут ли дети унаследовать гомосексуальные склонности отца?
Некоторые жены во имя блага детей или своего неугасшего чувства обращаются за помощью к специалистам, изъявляя готовность привести для лечения или совместной беседы мужа.
До настоящего момента речь шла об этапах этой необычной партнерской связи, сейчас я хочу поближе представить главных действующих лиц драмы. Хотя собственные наблюдения (из-за незначительного количества жен гомосексуалистов) не дают возможности сделать какие-либо обобщения, обращают на себя внимание имеющиеся совпадения: гомосексуалисты часто выбирают в жены женственных (в традиционном смысле этого слова) партнерш, т.е. настроенных на семейную жизнь, материнство, ведение домашнего хозяйства и одновременно обладающих средним или низким уровнем сексуальных запросов. Правда, встречаются среди их избранниц и женщины другого типа: властные, активные в половой жизни, но первые встречаются значительно чаще.
Изучение мужей-гомосексуалистов также позволяет обнаружить сходные моменты. В брак, являющийся ширмой для их гомосексуальных склонностей, они обычно вступают с целью подтвердить окружающим свою "нормальность". Наверняка если бы толерантность общества к психосексуальной непохожести, каковой является гомосексуализм, было большей, нам не пришлось бы иметь дело с вышеуказанным мотивом. Увы, гомосексуалисты (особенно в маленьких городах) по-прежнему продолжают жить с ощущением угрозы со стороны окружения.
Другим поводом для вступления в брак служат желание иметь свой дом и семью при одновременном сохранении потребности реализации своих сексуальных запросов. Разумеется, в этом кроется противоречие, но ведь у большинства гомосексуалистов наблюдается противоречивое отношение к собственному Я. Иногда они расценивают брак как "лекарство", которое должно побороть их гомосексуализм.
Встречаются и такие супружеские пары, в которых женщины прекрасно знают об "особенностях" своих партнеров, однако чувствуют в себе призвание к роли психотерапевта. Впрочем, это совсем иная проблема.
Напрашивается вопрос: как вообще могут произойти половые контакты гомосексуалиста с женщиной? Оказывается, и здесь возможны варианты.
У части этих мужчин сожительству с партнершей сопутствует безразличие или физическое отвращение. Они принуждают себя к этому, используя воображение (представляют, например, что занимаются любовью с мужчиной) или предварительную мастурбацию (с тем же гомосексуальным фоном). Нередко половые контакты предваряются принятием значительной дозы алкоголя.
Некоторые гомосексуалисты стремятся к сожительству с женщиной лишь в периоды, благоприятные для зачатия, с нетерпением ожидая беременности, чтобы использовать ее как предлог для прекращения супружеской жизни. Другие же, убедившись, что близость с женщиной выше их сил, прибегают в качестве альтернативы к усиленной мастурбации.
Безотносительно к перечисленным выше причинам вступления в брак и способам побуждения себя к половым контактам, общим для всех гомосексуалистов является отношение к жене как к вещи или предмету, нужному для определенных целей. Она должна сыграть предназначенную ей роль: создать ширму для истинных потребностей мужа, уменьшить ощущение его неуверенности и угрозу осуждения обывательской молвой, а также обеспечить ежедневный уход и создать подобие нормального дома.
Истории таких семей чаще всего несут на себе печать трагизма, независимо от того, выяснилась правда или нет.
Вероятно, среди браков, заключаемых по каким-то скрытым мотивам, подобные супружества составляют весьма незначительную часть, тем не менее, они являются реальностью. И хотя лишь немногие из гомосексуалистов прибегают к такого рода маскировке, это ни в коей мере не уменьшает драматизма положения женщин, лишившихся благодаря подобному замужеству и иллюзий, и подлинного партнерства.