Малый джентльменский набор переговорщика.
Сегодня я хочу рассказать вам о том наборе предметов, которые стоит иметь при себе, отправляясь на переговоры или, наоборот, ожидая визита потенциального клиента. Минимальный набор выглядит так:
- Визитные карточки
- Визитница (чехол для визитных карточек)
- «Переговорный» блокнот формата А4
- Пара качественных ручек с синими чернилами
- Фломастеры или маркеры нескольких цветов
- Жирный чёрный фломастер
- Папка
Почему именно такой набор и зачем нужны все эти предметы? Сейчас объясню. Давайте пройдёмся по каждой позиции этого списка.
Визитные карточки
Первое, что нужно иметь при себе продавцу, переговорщику, агенту по продажам и т.п. - визитные карточки. Свои, а не фирмы. Причём иметь их при себе нужно всегда. И хорошо бы не одну-две, а хотя бы полтора десятка.
Визитки могут пригодиться не только на переговорах - никогда не знаешь, где доведётся встретиться с потенциальным клиентом. По сути, это ваш рекламоноситель, который всегда с собой. Причём рекламоноситель из числа самых «долгоиграющих» - срок жизни визитной карточки измеряется в годах.
И уж тем более желательно иметь с собой визитные карточки во время любой официальной встречи, переговоров, презентации и т.п. Причём иметь в таком количестве, чтобы вы могли вручить по визитке каждому из присутствующих.
Кстати, если вы подумали, что я зря пишу об очевидных вещах - поздравляю, вы один из немногих, для кого это очевидно. Обычно на семинарах, которые я провожу в России, визитные карточки оказываются с собой хорошо если у половины участников.
Визитница (чехол для визиток)
Представьте себе, что на деловой встрече человек представляется: «Василий Иванович Пупкин, заместитель генерального директора» - и вручает вам... помятую и засаленную визитную карточку. Неприятно, верно? И оставляет не лучшее впечатление как о собеседнике, так и о его фирме.
Так вот, именно такое впечатление будут производить на партнёров по переговорам ваши визитные карточки, если вы носите их в кармане, в кошельке, в сумке или в каком-то ещё не предназначенном для этого месте. Поверьте, я знаю, что говорю - каждая вторая визитка, которую мне вручают, выглядит неопрятно. А каждая пятая - как будто её корова жевала.
Поэтому визитные карточки надо носить в специальном футляре - визитнице. Это практически единственный способ гарантировать, что они всегда будут выглядеть аккуратно. Да и чужие визитные карточки, которые вам вручают, тоже принято класть в визитницу - если вы сунете их в карман или в портфель, иными людьми это будет воспринято как неуважение.
- В некоторых случаях, особенно если вы имеете дело с партнёрами из Азии, спрятанная в карман брюк визитка может означать срыв переговоров.
Какой должна быть визитница? Проще ответить, какой она не должна быть. Очевидно, стоит избегать дешёвых пластмассовых визитниц - выбирайте между металлическими и кожаными, не ошибётесь. Хорошо бы, чтобы в визитницу входило не менее 15, а лучше - 20 карточек.
Кроме того, на визитнице либо не должно быть никакого логотипа, либо должен быть логотип вашей фирмы. Некоторые носят свои карточки в сувенирной визитнице, украшенной чужим логотипом - но это выглядит как обноски с чужого плеча. Человек, который таким образом пытается сэкономить пару десятков долларов, не производит впечатления серьёзного партнёра.
«Переговорный» блокнот
Часто по ходу переговоров возникает необходимость что-либо писать или рисовать, чтобы донести свою мысль до партнёра. Чтобы не зависеть от наличия или отсутствия бумаги на столе партнёра, вам нужно иметь с собой «переговорный» блокнот. Что это такое? Сейчас объясню.
Во-первых, блокнот должен быть большим. Желательно, чтобы формат был не меньше А4, в самом крайнем случае можно согласиться на A5. Большой лист бумаги даёт вам больше возможностей для иллюстрации ваших мыслей.
Во-вторых, бумага должна быть чистой, безо всяких клеточек, линеечек и полей. Цвет бумаги - белый. Цветная или линованная бумага будет отвлекать внимание, а к чему это вам? Кроме того, любой фон, кроме белого, сделает затруднительным шаманство с фломастерами, о котором ещё пойдёт речь.
В-третьих, лучше, если крышка блокнота будет перегибаться или перекидываться на тыльную сторону (с этой точки зрения удобны, например, блокноты на проволочной спирали), чтобы она не занимала место на столе и не отвлекала внимание.
И, наконец, желательно, чтобы страницы легко вырывались из блокнота. Это нужно на случай, если вы захотите оставить свои записи партнёру, чтобы он смог перечитать их или показать кому-то другому. Неряшливо оборванный, будто мышами погрызенный край листа может в таком случае сильно испортить впечатление.
Качественные ручки
Следующий пункт в нашем списке - пара одинаковых качественных ручек с синими чернилами. Именно с синими - любой другой цвет будет вызывать удивление. Перьевыми будут эти ручки, или же шариковыми - смотрите сами по тому, что принято в вашей области бизнеса.
Почему я говорю о паре ручек? Банальная перестраховка - если одна из них перестала писать, вы тут же меняете её на другую. Конечно, если вы пользуетесь «Паркером» с золотым пером, покрытым платиной, не стоит заводить себе две таких ручки - но тогда, отправляясь на переговоры, хотя бы проверяйте, что ручка заправлена.
Цветные фломастеры или маркеры
А вот тут начинается небольшое шаманство. Я рекомендую вам иметь при себе хотя бы три цветных фломастера либо маркера - ярко-зелёный, ярко-красный и тускло-серый. Использование цвета в переговорном блокноте позволит вам отчасти управлять эмоциями и вниманием собеседника.
- Пожалуйста, обратите внимание - это не чудо-оружие, способное загипнотизировать потенциального клиента, это всего лишь способ добавить к своим словам ещё каплю убедительности. Но иногда именно эта капля может означать разницу между срывом сделки и заключением сделки.
Текст, написанный ярким фломастером, привлекает к себе внимание читателя (дополнительными «магнитами» для внимания служат более жирные линии, более крупный текст и подчёркивание). Соответственно, именно таким образом мы будем выделять вещи, на которые хотим обратить внимание партнёра - выгоды, скидки, преимущества перед конкурентами, аргументы в нашу пользу и т.п.
Текст же, написанный тусклым серым фломастером, как бы прячется от читателя (дополнительными способами «маскировки» служат более мелкий текст и написание всех цифр словами - не «10 000 долларов», а «десять тысяч долларов»). Соответственно, этим цветом мы будем писать те вещи, к которым привлекать внимание лишний раз не хотим.
Зачем нужны два ярких фломастера - красный и зелёный? Дело в том, что с этими цветами практически у всех людей связаны стандартные ассоциации. Поэтому если мы хотим выделить что-то, к чему хотим привлечь благосклонное внимание партнёра, мы будем писать это зелёным фломастером. Если же мы хотим, чтобы какая-то фраза или какое-то число вызывали внимание настороженное, опасливое - тут лучше использовать красный цвет.
Жирный чёрный маркер
В дополнение к цветным фломастерам, стоит иметь при себе ещё один шаманский инструмент переговорщика - жирный чёрный маркер. Он нужен в первую очередь для того, чтобы вычёркивать какие-то пункты, и поэтому важно, чтобы он оставлял по-настоящему весомый, густой, тяжёлый след - чтобы вычёркивание происходило как эдакоеритуальное убийство.
Например, в процессе переговоров мы обнаружили какое-то возражение, которое мешало клиенту совершить покупку у нас. Записали его в «переговорный» блокнот. Затем, по ходу беседы, мы смогли убедить партнёра, что эта причина не должна мешать сделке. Переспросили, согласен ли он с тем, что возражение снимается - и, получив положительный ответ, вычеркнули возражение с листа, как бы «убив» его.
Возможны и другие ситуации, когда уместно шаманство с чёрным маркером - но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Папка
Наконец, последний пункт в нашем списке - папка. Тут всё очень просто. Мы пришли на переговоры, мы притащили с собой блокнот, две ручки, пяток фломастеров... Не станем же мы раскидывать всё это барахло по переговорному столу? Тем более, что фломастер может, к примеру, укатиться - и либо вам, либо партнёру придётся лезть за ним под стол, создав тем самым ненужную паузу и чувство неловкости.
Поэтому все свои писчие принадлежности мы приносим в аккуратной папке. «Переговорный» блокнот достаём из неё в первый же подходящий момент и уже не прячем. Одну ручку тоже можно оставить на столе. А вот фломастеры, по мере необходимости, вытаскиваем по одному. Достали, написали или подчеркнули то, что хотели - и вернули в папку.
Разумеется, в той же папке могут, если нужно, прятаться и дополнительные материалы - рекламные буклеты, прайс-листы, рекомендательные письма и т.п.
Так, в общих чертах, выглядит «малый джентльменский набор переговорщика», который я советую вам брать с собой, выезжая к клиенту.
Автор: Александр Левитас, бизнес-консультант (http://www.levitas.ru).
Еще несколько статей из раздела "Бизнес"
На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.